SAE. Классификация моторных, трансмиссионных масел

Моторные масла

SAE J-300 DEC 99

В большинстве развитых стран мира общепринятой служит классификация моторных масел по вязкости, установленная SAE (Американским обществом автомобильных инженеров) в стандарте SAE J-300 DEC 99 и введенная в действие с августа 2001 г.

Данная классификация содержит 11 классов:

6 зимних — 0w, 5w, 10w, 15w, 20w, 25w (w — winter, зима)

5 летних — 20, 30, 40, 50, 60.

Всесезонные масла имеют двойное обозначение через дефис, причем первым указывается зимний (с индексом w) класс, а вторым летний, на пример SAE 5w-40, SAE 10w-30 и т. д. Зимние масла характеризуют два максимальных значения динамической (в отличие от кинематической для ГОСТа) вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С. Летние масла характеризуют пределы кинематической вязкости при 100°С, а также минимальное значение динамической высокотемпературной (при 150°С) вязкости при градиенте скорости сдвига 106с1.

В обеих вязкостных классификациях (ГОСТ, SAE) чем меньше цифра в числителе с индексом «з» (ГОСТ) или перед буквой «w» (SAE), тем меньше вязкость масла при низкой температуре и соответственно легче холодный пуск двигателя. Чем больше цифра, стоящая в знаменателе (ГОСТ) или после дефиса (SAE), тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя в летнюю жару.

максимальная вязкость, при температуре min max min
проворачивание по методу ASTM D 5293 (вискозиметр CCS, имитация холодного пуска), мПа-с прокачиваемость по методу ASTM D 4684 (вискозиметр MRV) кинематическая при 100°С, мПа-с кинематическая при 100°С (по методу ASTM D 445), мм2/с динамическая при 150°С и высокой скорости сдвига по методу ASTM D 4683 или СЕС L-36-A-90, на коническом имитаторе подшипника, мПа-с
Класс вязкости Низкотемпературная (динамическая) вязкость Высокотемпературная вязкость
0w 6200 при -35°С 60 000 при -40°С 3,8
5w 6600 при -30°С 60 000 при -35°С 3,8
10w 7000 при -25°С 60 000 при -30°С 4,1
15w 7000 при -20°С 60 000 при -25°С 5,6
20w 9500 при -15°С 60 000 при -20°С 5,6
25w 13 000 при -10°С 60 000 при -15°С 9,3
20 5,6 9,3 2,6
30 9,3 12,5 2,9
40 12,5 16,3 2,9*
40 12,5 16,3 3,7**
50 16,3 21,9 3,7
60 21,9 26,1 3,7

* Для классов SAE 0w-40, 5w-40, 10w-40.

** Для классов SAE 40, 15w-40, 20w-40, 25w-40.

В таблице приведено примерное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 классам вязкости по SAEJ-300

ГОСТ 17479.1-85 SAE J-300 ГОСТ 17479.1-85 SAE J-300
Класс вязкости Класс вязкости
Зз 5w 24 60
10w Зз/8 5w-20
15w 4з/6 10w-20
20w 4з/8
6 20 4з/10 10w-30
8 5з/10 15w-30
10 30 5з/12
12 5з/14 15w-40
14 40 6з/12 20w-30
16 6з/14 20w-40
20 50 6з/16

Трансмиссионные масла

Классификация SAE J306 по вязкости автомобильных трансмиссионных масел

минимум минимум
Класс вязкости по SAE Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Пас, оС, не выше * Кинематическая вязкость при 100°С, мм2/с **
70W -55 4,1
75W -40 4,1
80W -26 7,0
85W -12 11,0
80 7,0 11,0
85 11,0 13,5
90 13,5 24,0
140 24,0 41,0
250 41,0

* С использованием метода ASTM D 2983

** С использованием метода ASTM D 445

Соответствие классов вязкости и групп эксплуатационных свойств трансмиссионных масел ГОСТ 17479.2, зарубежным классификациям SAE J306 и API

Класс вязкости ГОСТ 17479.2 Класс вязкости SAE J306 Группа масла ГОСТ 17479.2 Группа масла API
9 75w TM-1 GL-1
12 80W/85 TM-2 GL-2
18 90 TM-3 GL-3
34 140 TM-4 GL-4
    TM-5 GL-5

Используя данный сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie. Ознакомиться с политикой их обработки можно по ссылке.